• Первый заместитель генерального директора ПАО «Ил» П.Г. Черенков

    18.03.2019

    Первый заместитель генерального директора ПАО «Авиационный комплекс
    имени С.В. Ильюшина» Павел Геннадьевич Черенков:
    «Задача всех и каждого – трудиться над тем, чтобы «Илы» создавались…»

     Производительность труда – ключевой показатель деятельности любого предприятия. Конкурентная борьба требует отлаженных бизнес-процессов, чтобы при минимальных затратах получать максимальные результаты.  О повышении производительности труда в ДТА, производственной системе и концепциях бережливого производства рассказывает первый заместитель генерального директора ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» Павел Геннадьевич Черенков.

    - Павел Геннадьевич, ОАК создает новую индустриальную модель. Как в нее впишется ДТА?

    - Индустриальная модель подразумевает под собой схему предельно эффективных производственных процессов, не дублирующих друг друга. И здесь возникает сложный вопрос, на который нет очевидного ответа: сколько будет стоить риск отказа от данных компетенций на местах. Вероятность потери работоспособности производства всегда присутствует. В какую сумму выльется отсутствие резервных мощностей? Ведь это в первую очередь люди, владеющие определенной квалификацией.

    Развивая производственную систему ДТА, мы ориентируемся на будущее, не делаем резких движений, при этом планомерно перенося и централизуя производственные участки на одном из предприятий.

    - Все чаще говорят о конверсии. Можно ли найти баланс между военной и гражданской продукцией?

    - В связи с этим вспоминается такая шутка: в России что ни делается, все равно получается военная продукция. Сложно разделить машины только на гражданские или военные. Одна из самых ярких наших гражданских программ, над которой работаем сегодня, – это Ил-114-300, востребованный в различных труднодоступных регионах страны и не только. Самолет хорош для создания спецверсий и интересен государственным заказчикам. Например, мы сейчас сотрудничаем с компанией «Радар ммс», прорабатывая установку модернизированного комплекса «Касатка» на Ил-114-300.

    В ближайшее время перед ДТА встанут задачи по созданию специальных версий самолетов – Ил-112, Ил-76МД-90А и Ил-114. Надеюсь, к тому времени мы увидим и летающий образец СВТС.

    - Расскажите о производительности труда в ДТА.

    - Формула производительности труда достаточно простая, но, учитывая, что наша миссия заключается не только в получении прибыли, как записано в Уставе ПАО «Ил», но и в исполнении ключевых государственных задач, необходимо вовлекать в расчеты понимание того, насколько эффективно и в каком объеме исполняются нами государственные задачи. Как и какими ресурсами. В свое время Сергей Владимирович Ильюшин говорил, что нужно строить самолеты, не разоряя государство. Для ДТА это актуально как никогда. И получение прибыли, и выполнение гособоронзаказа превращается в единое целое. Для нас крайне важны не только и не столько сиюминутная выгода, сколько вложение в перспективу. Любой самолет делается не за один год.  На много лет вперед закладывается фундамент, который либо будет способствовать качественному выполнению плана работ, либо нет. Ошибки сегодняшнего дня больно скажутся на программах через 10 или 20 лет. Но и правильные решения дадут положительный эффект в том же временном промежутке. Тогда как измерить производительность труда для ДТА и «Ильюшина»? Это достаточно сложно сделать в сегодняшней перспективе. Важно правильно расставлять акценты – так, как это делает государство, исходя из задач, которые перед ним стоят. Например, сейчас мы знаем, что парк легких военно-транспортных самолетов будет стремительно выбывать из эксплуатации, именно поэтому программа Ил-112 востребована, стоит на переднем крае проблематики для военно-транспортной авиации.

    - Энергосберегающие технологии и бережливое производство влияют на производительность труда?

    - Энергосбережение связано с культурой производства, которая должна стать частью бережливого производства. Все начинается с простых действий. Так, на многих предприятиях приглушают свет на время обеда. Мы можем повышать производительность труда за счет энергосберегающих эффективных технологий в текущем режиме на значимые показатели – до 10%, без каких-то дополнительных объявлений и увещеваний.

    Важно понимать, что бережливое производство может быть применено к любым рабочим местам и бизнес-процессам.

    Самые инициативные у нас – ульяновские авиастроители, у которых налажена стройная система внедрения новшеств. На «Ильюшине» за прошедший год мы получили порядка 100 рацпредложений, которые были комиссионно рассмотрены, половина из них признана экономически эффективными.

    - Как изменились принципы управления персоналом в связи с присоединением в контур Дивизиона четырех авиаремонтных заводов в 2018 году? 

    - Самый главный капитал, которым обладает ДТА и любая компания, – это люди, высококвалифицированные специалисты. В последнее время «Ильюшин» и ДТА перестали быть замкнутыми системами. Первыми ласточками явились молодежные слеты, на которых обсуждаются острейшие вопросы взаимодействия. Функционирует мощная инфраструктура единого информационного пространства, система электронного документооборота, охватывающая весь периметр Дивизиона. Следующий шаг, который нам предстоит, – наладить постоянный обмен опытом между предприятиями.

    - Дефицит персонала имеется? Каких специалистов не хватает?

    - Дефицит персонала есть. В первую очередь это специалисты – например, схемники, технологи, высококвалифицированные ИТР. Не хватает кадров по разным причинам. Из-за этого получаются задержки выпуска инженерно-конструкторской документации, пробелы в планировании, срыв графиков исполнения работ. И это большая проблема. Мы рассчитываем на максимальную загрузку инженерно-конструкторского центра. Необходимо исключить из практики такие случаи, когда конструктору или какому-то подразделению приходится полгода ждать, а потом в авральном режиме решать свои задачи. Правильно, когда все загружены равномерно и ритмично и с удовольствием исполняют свои обязанности. Наша цель – прийти именно к этому, и не только в КБ, а на всех предприятиях и подразделениях ДТА.

    Кроме того, следует сформировать систему взаимоотношений с поставщиками, подтягивать их до нужного уровня, для того, чтобы они поставляли нам продукцию или услуги вовремя и высокого качества. Замена контрагента возможна, но обойдется дорого и по времени, и по деньгам.

    - Оптимизировать работу с персоналом – значит повысить производительность труда. Какая работа ведется для этого в ДТА?

    - Любое предприятие, какое бы оно ни было, государственное или коммерческое, обязано в постоянном режиме совершенствовать себя в рамках повышения производительности труда. Одно из таких мероприятий – поиск квалифицированных сотрудников, позволяющих закрывать цепочки добавленной стоимости. У нас идет процесс аттестации работников, по итогам которого многие перешли на более высокий профессиональный уровень. Каждый должен спросить себя, а что я сделал для повышения эффективности труда – личной и командной, для подразделения и предприятия в целом. Первые, кто оценивает нашу работу, – это наши коллеги. Важно, чтобы каждый человек гордился тем, что он делает, своим профессионализмом, командой. Думаю, в этом и кроется ключ к успеху.

    Повышение трудовой дисциплины надо всегда начинать с себя. Необходимо раскрывать потенциал коллектива. Случается и такое, когда все понимают, что подразделение не может делать что-нибудь эффективное. По разным причинам. Важно помочь коллегам избавиться от непрофильных функций и задач. Здесь особо проявляется роль руководителя, с которого и будет спрос за производственные итоги. Для нас самолеты и только самолеты являются результатом объективной оценки деятельности, поэтому задача всех и каждого – трудиться над тем, чтобы «Илы» создавались, летали, а цифра их выпуска в ДТА год от года росла.

    («Ильюшинец»)

Назад