• Управляющий директор - генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев

    21.04.2021

    Управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев: «Взлётная полоса российского двигателестроения»

    АО «ОДК-Авиадвигатель» Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха – конструкторское бюро-разработчик двигателей для гражданской авиации. Двигатель нового поколения ПД-14, головным разработчиком которого стало пермское КБ, в 2018 году получил сертификат типа. Сегодня ПД-14 в составе самолёта МС-21-310 продолжает лётные испытания, а коллектив «ОДК-Авиадвигатель» уже трудится над промышленной модификацией только что созданного двигателя и активно работает над новым грандиозным проектом – двигателем большой тяги ПД-35. В чем загадка живучести и плодовитости пермской конструкторской школы, которую по праву можно назвать взлётной полосой отечественного двигателестроения? Об этом мы беседуем с заместителем генерального директора АО «ОДК» по управлению Единым научно-производственным комплексом «Пермские моторы», управляющим директором-генеральным конструктором АО «ОДК-Авиадвигатель» Александром Александровичем Иноземцевым.

    – Пермская конструкторская школа двигателестроения известна не только в отрасли, но и в целом в России. На Ваш взгляд, каковы её отличительные особенности?

    – Пермская конструкторско-технологическая школа – это мощный сплав интеллектуального потенциала, предельной работоспособности, умения грамотно ставить задачи и решать их, несмотря на сложности любого характера и уровня. Сильная, мобильная, универсальная в отношении квалификации специалистов, стойкая и «изворотливая» в способности дожимать проблемы, без которых в двигателестроении не бывает. Это школа, способная воспитать, научить, изобрести, реализовать и выпустить в жизнь и новый двигатель, и нового конструктора.

    – Вы всегда считали, что кадры для КБ нужно выращивать, воспитывать самим. Вы сами возглавляете кафедру «Авиационные двигатели и энергетические установки» в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Ничего не изменилось в Ваших подходах к кадрам как генерального конструктора?

    – Нет, не изменилось. Более того, если раньше мы говорили о подготовке «под себя» инженерных кадров, то теперь мы хотели бы «прибрать к рукам» и подготовку специалистов среднего звена и рабочих. Вопрос формирования кадров, взращивания и создания «пермской породы» двигателестроителей всегда был и остаётся для нас не менее важным, чем разработка и создание новых двигателей. Многих поражает молодость коллектива пермского «Авиадвигателя». Удивляться нечему – под нашим крылом профильная кафедра ПНИПУ: ведущие специалисты нашего предприятия преподают студентам специальные дисциплины.

    – Современный тренд образования – онлайн-обучение, электронные площадки обучения, электронные системы и т.д. Исчезнет ли со временем живое общение с преподавателем, или какие-то образовательные каноны сохранятся навсегда?

    – От современной тенденции получать информацию онлайн, обучаться на электронных площадках уже никуда не деться. Этот процесс не остановить. Вопрос в том, к какому качеству образования это приведёт. «Удалёнка» не страшна российской инженерной школе, потому что она, в отличие от западной, учит студентов заниматься самостоятельно. Вообще, из российского инженера может получиться кто угодно: и банкир, и финансист, и юрист, потому что его учат работать с литературой, с учебниками, справочниками. Российская инженерная школа построена не на запоминании формул и уравнений, а на умении найти информацию в источниках. В этом смысле она без потерь переживёт любую пандемию и продолжит работать, только больше в сети.

    Но в деле подготовки специалистов нужно оптимальное сочетание живого и онлайн-общения с преподавателем. Живое общение важно, потому что многие вещи осознаются и рождаются в диалоге преподавателя и студента. К тому же мы максимально приближаем процесс обучения к профессиональной деятельности. КБ активно берёт ребят на стажировку в конструкторские отделы, перенося часть учебного процесса на производство, чтобы обеспечить актуальность знаний.

    – Ещё одним примером живучести пермской школы стала ваша «наземка»...

    – Да, благодаря ей мы не умерли как конструкторская фирма в 1990-е. За полтора года создали промышленную модификацию двигателя ПС-90А для «Газпрома», а потом пошли по нарастающей. Осторожные эксперты говорили, что обычно на создание такого двигателя уходит 20 лет, российский авиапром потратит не менее 25-ти, а мы обещали получить сертификат через 8 лет. Реально получилось через 10.

    – ПД-14 в 2018 году получил Сертификат типа, а в 2020 поднял в небо самолёт МС-21-310. Проект практически реализован? «Взлётка» для отечественной гражданской авиации XXI века построена?

    – Сертификат типа – это признание, что двигатель можно устанавливать на крыло самолёта, можно производить серийно. Это оценка огромного труда нашей отрасли и огромный задел для будущих проектов, но это далеко не финал работы и не повод почивать на лаврах. Впереди организация серийного производства, наладка эксплуатации и т.д.

    Решением ОДК, предприятия «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-ПМ» объединяются в единый научно-производственный комплекс «Пермские моторы». Это добавит сил пермскому двигателестроению, поможет решить сегодняшние проблемы и вывести производство на новый уровень, когда самолётостроители начнут производить серийно МС-21-310 и ПД-14 начнёт полноценную жизнь в небе. Кроме того, мы уже приступили к разработке более экономичных, более эффективных двигателей на базе газогенератора ПД-14, и скоро они будут также востребованы, как сегодня ПС-90ГП-1/2/3.

    – То есть Вы как генеральный конструктор обещаете много интересной работы в обозримой перспективе?

    – Интересной и творческой работы у нас много. Про ПД-14 я уже сказал. Двигатель ПС-90А, судьба которого очень волнует наш коллектив, снова может оказаться востребован в ближайшее время. Это очень большой объём производства. И объединение КБ с серийным заводом в данной ситуации только добавит нам сил. Всегда все сложные технологические, технические вопросы «Авиадвигатель» решал в тесной связке с серийным производством. Теперь, уже объединённым предприятием, мы будем делать всё, чтобы максимально нарастить свои производственные возможности и выполнить этот заказ. Скорее всего, будем кооперироваться с коллегами в Москве, Уфе, Рыбинске. Я уверен, они поддержат, ведь к 2023 году необходимо в два раза увеличить производимое количество ПС-90А. Семейство будет жить и в небе, и на земле.

    Перспективный двигатель ПД-35. Этот проект сложней, чем ПД-14, по уровню технических и технологических вопросов, не говоря про габариты. Предстоит построить новые производственные помещения, испытательные стенды. Если для создания ПД-14 достаточно было модернизации существующих цехов и стендов, то для ПД-35 нужно всё строить с нуля. Для инженеров и производственников это супер-работа: ведь все самые передовые исследования академической науки, достижения в двигателестроении, материаловедении и т.д. сосредоточены в двигателях для дальнемагистральных самолётов. Эти лайнеры летают через океан, работают в воздухе по 15 часов, перевозят по 300-400 пассажиров – и всё это должны обеспечить два супернадёжных двигателя. У России появилась перспектива создать такой самолёт и такой супердвигатель – очень амбициозная задача. Думаю, нам она по плечу. Коллектив КБ настроен на её решение. Процесс пошёл. Фронт работ велик, перспективы впечатляют, коллектив пермского КБ ощущает себя частью грандиозного общего дела. Важно сохранить этот здоровый рабочий азарт, и тогда нас никто не победит.

    20.04.2021 г.

    АвиаПорт.Ru

Назад