• Генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь

    08.11.2021

    Юрий Слюсарь: «ОАК из «конфедерации» должна стать единой компанией»

    В следующем году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) должна поставить авиакомпании «Россия» первые среднемагистральные лайнеры МС-21. Сертификация самолета должна завершиться в декабре. ОАК выполнила 680 испытательных полетов из 800. Об этом рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор ОАК Юрий Слюсарь. А также о том, что сделано и что предстоит сделать, чтобы ОАК «из «конфедерации» превратилась в единую компанию». (Интервью в сокращенной версии)

    – Юрий Борисович, сколько нужно выполнить полетов на МС-21, чтобы получить сертификацию в Росавиации?

    – Количество полетов определяется программой наземных и летных сертификационных испытаний, согласованной с Росавиацией. По предварительной оценке, для сертификации самолета требовалось выполнить порядка 800 полетов. Это число может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от возможности отработать в одном полете несколько режимов. В настоящее время самолеты совершают порядка 40 полетов в месяц. Уже выполнено более 680 полетов.

    – А в этих полетах участвуют все четыре опытных образца МС-21? У них же конструкционные отличия.

    – В сертификационных летных испытаниях участвуют четыре опытных самолета МС-21-300, еще два самолета – ресурсный и статический, кроме того, еще один опытный самолет с двигателем ПД-14. Программа сертификации обширная, машины имеют специализацию. Соответственно, самолеты могут различаться и в части испытательного оборудования, и даже в части конструкции. Например, первоначально на первых самолетах устанавливались система аварийного покидания и хвостовая опора. Но еще раз подчеркну: все самолеты принимают участие в программе сертификации. Значительная часть испытаний уже пройдена.

    – Сколько всего вложено средств в создание МС-21?

    – Это не просто создание самолета. Это целая программа развития авиапрома, создания целого ряда новых технологических решений, композитного производства, модернизации целого ряда предприятий кооперации под программу МС-21. На сегодняшний день инвестиции составили порядка 220 млрд руб., и это не финальная цифра. Из этих средств наибольшую долю составляет НИОКР – более 170 млрд, остальные средства – это в первую очередь техническое перевооружение. Кроме того, мы инвестируем в систему послепродажного обслуживания.

    В основном инвестиции в проект – это бюджетные средства, порядка 150 млрд руб., еще более 50 млрд руб. – собственные и заемные средства, оставшаяся часть – инвестиции «Ростеха».

    – В марте было объявлено, что будут ликвидированы юрлица «Сухого» и «МиГа» и создан единый корпоративный центр самолетостроения. Для чего это делается? Как в будущем станет выглядеть ОАК?

    – Есть несколько понятных задач в рамках программы трансформации, утвержденной «Ростехом». Первое: ОАК из «конфедерации» должна стать единой компанией. Второе – для чего это делается. Для того, чтобы повысить эффективность бизнеса, сделать административно-управленческий блок более компактным, снизить издержки, при этом повысить управляемость. Третье. Какая логика закладывается. Мы отталкиваемся от продуктовой стратегии. Внутренняя структура объединенной компании будет включать четыре продуктовых направления – гражданское, оперативно-тактическое (военное), транспортное, стратегическое и специальное. Консолидация активов идет по этим четырем трекам. На базе ОАК, объединенной с «Сухим» и «МиГом» – т.е. с дивизионом военной авиации, – будет сформирован общекорпоративный центр всей корпорации. При этом КБ сохранятся, продолжат работать и развиваться как обособленные структурные подразделения объединенной структуры.

    У нас есть примеры. На базе «Туполева» в 2015-2016 гг. был создан дивизион стратегической авиации. Мы объединили и КБ, и завод в единую структуру с вертикальным управлением. В результате все операционные вопросы остаются во внутреннем контуре и оперативно решаются, а транзакционные и бюрократические издержки убраны. Работа от этого выиграла. Полтора года назад сформирован дивизион гражданской авиации, сейчас в активной фазе формирование дивизиона военной авиации на базе «Сухого» и «МиГа». Параллельно идет процесс интеграции активов по транспортной авиации на базе «Ильюшина», юридическое оформление должно завершиться в ноябре текущего года.

    – Что произойдет с гражданским дивизионом?

    – Как я уже сказал, ГСС (бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого», сейчас филиал «Иркута» «Региональные самолеты». – «Ведомости»), который разрабатывал «Суперджет», и «Иркут» (разрабатывал МС-21. – «Ведомости»), «ОАК – центр комплексирования» (центр компетенции по комплексированию бортового оборудования. – «Ведомости»), «Аэрокомпозит» (центр компетенции по созданию композитных конструкций, включая крыло МС-21. – «Ведомости») объединены в дивизион гражданской авиации на базе «Иркута» полтора года назад. Сейчас идет процесс унификации и стандартизации деятельности внутри объединенной компании, объединение и оптимизация дублирующих функций. С учетом разных стадий жизненного цикла МС-21 и SSJ пока с оставлением двух гражданских КБ. Но в дальнейшем, конечно, инженерный центр, который будет заниматься развитием всей линейки гражданских самолетов, тоже будет единой структурой.

    – Это примерно в какие годы?

    – Сейчас в рамках формируемых дивизионов мы объединяем все, что не связано с процессом проектирования/испытаний. Например, не нужно в нескольких местах иметь финансовую службу, юридическую, корпоративную, службу закупок. Пока рано говорить о КБ, потому что это творческие коллективы, творческие люди, это уникальные связи. Мы крайне аккуратно подходим к трансформации конструкторских подразделений в целом по группе. При этом мы считаем важным на новом техническом уровне постепенно формировать для разных КБ общую инфраструктуру. Например, центр высокопроизводительных вычислений, общую стендовую базу. Но сами КБ мы не трогаем. Много на эту тему спекулятивных разговоров в последнее время, хотел бы успокоить. Главная задача – повысить отдачу и эффективность работы, создать условия для развития, включая инфраструктуру.

    – Насколько сократится штат ОАК в результате трансформации?

    – С 91 000 человек в 2019 г. численность персонала сократилась до 87 000 в 2020 г. И до 83 000 должна сократиться в этом году.

    – За счет кого?

    – В первую очередь – административно-управленческий персонал и вспомогательные функции. То, что связано с сервисными функциями, такими как клининг, питание, обслуживание энергохозяйств, обеспечение автотранспортом, ремонт оборудования и сооружений, мы стараемся вывести за контур корпорации.

    При этом мы сохраняем основных производственных рабочих, а где-то даже набираем, потому что растет загрузка предприятий, разворачивается производство новых самолетов. Сохранение и привлечение высококвалифицированного персонала для нас – одна из ключевых задач. Мы следим за трендами на рынке труда в России и в целом, глобально.

    – Какие еще проекты в русле трансформации ОАК планируются?

    – Ключевое направление – это корпоративная трансформация, формирование контура единой двухуровневой компании, когда есть общий корпоративный центр управления и отдельные предприятия в виде филиалов – КБ, производства, центры компетенций. По образцу других холдингов «Ростеха». Кроме того, это развитие производственной системы, более эффективная модель кооперации предприятий группы между собой, активная реализация проектов цифровизации бизнеса. В контексте построения более компактной модели управления и оптимизации вспомогательных функций мы создаем несколько общекорпоративных центров обслуживания. Это касается IT-блока, финансовых служб, ряда других направлений.

    Кроме этих насущных задач стараемся смотреть чуть шире. Например, есть идея заняться благоустройством территорий заводов. Большие деньги вложили в техническое перевооружение площадок, но, как обычно, не очень у нас принято обращать внимание на внешнюю сторону. А хочется, чтобы люди себя чувствовали комфортно на заводе, понимали, что они в благоустроенной среде, отвечающей всем самым современным, в том числе эстетическим, требованиям. Помимо того что на заводе создаются современные авиационные комплексы и стоит высокопроизводительное оборудование, еще и снаружи должно выглядеть как место, где творятся инновации. Особенно это важно для молодежи. Особенно в таких городах, как Комсомольск, это очень важно. На примере Комсомольска делаем такой пилотный проект благоустройства. Дальше посмотрим – возможно, распространим полученную практику на другие заводы.

    Интервью взяла Анастасия Львова

    «Ведомости», Москва, 18 октября 2021 г.

    https://www.vedomosti.ru/business/characters/2021/10/18/891601-oak-konfederatsii

Назад